презентация
[4]
серебряный век
|
конспекты уроков [0] |
приложения к уроку [1] |
русский язык [2] |
литература [2] |
Сайт педагога доп. образования Карасовой Натальи Борисовны
Сайт учителя нач.классов Шишкиной Юлии Леонидовны
Сайт педагога-организатора ЦДО «Дружба» Максимовой Елены Васильевны
Сайт учителя русского языка и литературы Кычковой Натальи Владимировны
Сайт учителя английского языка Ядренниковой Елены Владимировны
Сайт зам.заведующего Григорьевой Екатерины Дмитриевны
Сайт учителя начальных классов Лебедевой Любови Александровны
Сайт учителя начальных классов Баталовой Марины Наримановны
Главная » Файлы » русский язык |
[ Скачать с сервера (38.0 Kb) ] | 06.06.2012, 14:14 |
Тема урока «Слово категории состояния и его роль в тексте». Тип урока : урок развития речи по русскому языку в 7ом классе с применением технологии «встречных усилий». Цели : обучающая : 1.охарактеризовать морфологические признаки категории состояния, добиваться умения составлять односоставные безличные предложения; 2.актуализировать знания по теме «Наречие», «Имя прилагательное» с целью умения отличать категорию состояния от других частей речи; 3.уметь определять группы категории состояния и видеть их в тексте развивающая: 1.расширить понятие о тексте – описании; 2.учиться использовать категорию состояния в тексте; 3.уметь описывать природу с помощью категории состояния; 4.продолжать работать над монологической речью воспитывающая: 1.воспитывать культуру речи; 2.работать над эмоциональностью языка; 3.воспитывать любовь к родной природе; 4.воспитывать уважение к поэтическому наследию А.А.Фета и И.А.Бунина
Урок разработан учителем высшей категории МБОУ «СОШ № 32 с углубленным изучением английского языка» города Озёрска Челябинской области Кычковой Натальей Владимировной.
Ход урока:
I.Этап «разогрева» На доске с пропущенными словами строчки из стихотворения Б.Л.Пастернака «Февраль»
… . Достать чернил и плакать! Писать о … навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит.
Слово учителя: мы живем в мире звуков, слов, образов, ассоциаций, порой не замечая этого. Как вы думаете, о чем хотел навзрыд писать поэт? (Подсказка учителя: в народе его называют бокогреем, снеженем, лютым, сеченем, вьюговеем. Речь идёт о феврале.) С чем февраль ассоциируется у поэта? А у вас (записываем 2 -3 слова на доске: позёмка, вьюга, метель, морозы, солнце и т.д.) Какое отношение имеют эти строки к теме урока? (предположение: мы будем говорить и писать о феврале; поэт использует необычные формы глагола, а мы изучаем необычные слова категории состояния.) Записываем тему и эпиграф, подчеркивая опорные слова.
II.Контрольно – подготовительный этап
а) Что мы уже знаем о слове категории состояния. Ученики читают лучшие примеры синквейнов, а оставшаяся часть класса записывает первое и последнее слова. Например, слово – настроение слово - переживание слово – чувство Пример синквейна: Слово существует, восторгает сильное, красивое, живое столько чувств, эмоций необычных дарит переживание. б) Один из учеников рассказывает о категории состояния, намеренно делая ошибки (используем прием «Лови ошибку»; например, говорим, что слово категории состояния может употребляться в двусоставных предложениях и т.д.) Ошибки проговариваем, объясняем. в) Для закрепления заполняем опрос - кроссворд (в приложении №2)
III.Этап «вызова» (мобилизация сил; ставим задачу) Представим, что мы участвуем в конкурсе журнала «Поэтический мир природы», и нам предложили написать пейзажную зарисовку на одну из предложенных тем:
Но для этого мы должны пройти несколько этапов «сотворчества» Принимаем вызов редакции? (На доске две колонки, что знаем и чего нам не хватает) Что знаем? Чего нам не хватает? Слово категории состояния лексика его функции образы его группы по значению эмоциональность типы текстов выразительность
IV.Этап «сотворчества» На этом этапе используем задания приложения: 1.Распределите по столбикам слова по их значениям, найдите лишние слова, объясните орфограммы (на доске висят портреты А.А.Фета и И.А.Бунина, учитель задаёт вопрос : Какое отношение имеют эти поэты к нашему уроку? Слушаются варианты, а учитель объясняет, что все слова, строки, предложения взяты из стихотворений этих великих русских поэтов.) 2.Найдите соответствия (учитель использует дифференцированный подход: слабым ученикам предлагается просто найти соответствия, используя третий и первый столбик; сильным – первый и второй, дополнив второй столбик словами из первого задания.) На данном этапе для создания эмоционального фона используются этюды «Февраль», «Март» из «Времен года» П.И.Чайковского и репродукции русских художников. Переходим к заданию №3 в приложении, определяем какой частью речи является пропущенное слово в данных ниже предложениях. Предлагается использовать план. 1.К какому слову относится? 2.На какой вопрос отвечает? 3.Что обозначает? 4.Как изменяется? 5.Каким членом предложения является? 4.С каждым заданием редакторы задания усложняют и предлагают найти в отрывках из стихотворений слова категории состояния, определить их значение. Предлагаются задания по вариантам. Iв.В данных примерах отыскать контекстуальные синонимы IIв.Контекстуальные антонимы (До выполнения этого задания двое учеников читают по парам строчки: сначала лирический текст, а затем его интерпретацию в прозе. Какой вариант звучит более выразительно?) Например: Вариант в прозе: Сегодня вдруг исчезла осень: Кругом лежит снег. Тишина. Бело, безжизненно кругом…
Переходим к 5ому усложненному заданию. Необходимо из разрозненных предложений составить текст, найти лишнее предложения, определить основную мысль текста и его стилевую принадлежность. Ученикам предлагается найти два слова категории состояния и охарактеризовать последнее предложение (оно тоже безличное, но сказуемое пахло выражено личным глаголом в безличной форме, а не словом категории состояния). Напоследок редакторы в качестве поощрения дают творческую работу (нужно вставить слова категории состояния в строчки стихотворения.) Каким вы представляете автора стихотворения? Какой он? Каким настроением пронизаны строчки? (выслушав ответы, учитель признается, что автор – он сам.) V.Рефлексивный этап Возвращаемся к эпиграфу, подбираем к слову слякоть однокоренные слова: Слякотно на улице в феврале. О таком феврале писал Б.Л.Пастернак. А мы будем писать о другом феврале: снежном, солнечном, морозном… . Надеюсь, вам это удастся. В каком стиле будем писать? Какой тип речи использовать? Какие слова категории состояния? (На закрытой доске выражения для подведения итогов, каждый должен сказать о себе: Меня удивило… Мне удалось… Мне было трудно… Я считаю, что поработал…)
Подведение итогов. Выставление оценок. Объяснение домашнего задания. Самым активным ученикам выдаются листочки с составленным учителем предложением по теме (в помощь к сочинению.) | |
Просмотров: 2167 | Загрузок: 127 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0 | |